Экзаменационные билеты по русскому языку 11 класс..
Экзаменационные билеты по русскому языку 11 класс.
(старые, для школ, не перешедших на профильное обучение, 2004/05г.)
Скачать - 16 Кб, doc/zip; 11стр.
ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ В ТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЕ УСТНОЙ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ XI(XII) КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В 2004/05 УЧЕБНОМ ГОДУ
Объяснительная записка
Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» в редакции, введенной в действие с 15 января 1996 года Федеральным законом от 13 января 1996 года № 12ФЗ с изменениями на 22 августа 2004 года, освоение программ среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией. Итоговая аттестация выпускников XI(XII) классов общеобразовательных учреждений проводится в форме устных и письменных экзаменов.
Форма проведения устной аттестации по всем предметам может быть различной: по билетам, собеседование, защита реферата, комплексный анализ текста (по русскому языку).
В первом случае выпускник отвечает на вопросы, сформулированные в билетах, выполняет предложенные практические задания (решение задачи, лабораторная работа, демонстрация опыта и др.).
Выпускник, избравший собеседование как одну из форм устного экзамена, по предложению аттестационной комиссии дает без подготовки развернутый ответ по одной из ключевых тем курса или отвечает на вопросы обобщающего характера по темам, изученным в соответствии с учебной программой. Собеседование целесообразно проводить с выпускниками, имеющими отличные знания по предмету, проявившими интерес к научным исследованиям в избранной области знаний.
Защита реферата предполагает предварительный выбор выпускником интересующей его темы работы с учетом рекомендаций учителя-предметника, последующее глубокое изучение избранной для реферата проблемы, изложение выводов по теме реферата. Не позднее чем за неделю до экзамена реферат представляется выпускником на рецензию учителю-предметнику. Аттестационная комиссия на экзамене знакомится с рецензией на представленную работу и выставляет оценку выпускнику после защиты реферата.
Выпускник, избравший комплексный анализ текста как одну из форм устного экзамена по русскому языку, характеризует тип, стиль подобранного учителем текста, определяет его тему, главную мысль, комментирует имеющиеся в нем орфограммы и пунктограммы.
Выпускник XI (XII) класса для итоговой устной аттестации может выбрать любые предметы, изучавшиеся на ступени среднего (полного) общего образования.
На итоговой аттестации по всем учебным предметам проверяются соответствие знаний выпускников требованиям государственных образовательных программ, глубина и прочность полученных знаний, их практическое применение.
Общеобразовательное учреждение имеет право в предложенный материал внести изменения, дополнения, содержащие региональный компонент, учитывающие профиль школы, а также разработать собственные экзаменационные билеты. При корректировке примерных билетов по истории России и обществознанию желательно внести вопросы, связанные с российской государственной символикой (герб, флаг, гимн).
Порядок экспертизы, утверждения и хранения аттестационного материала устанавливается уполномоченным органом местного самоуправления.
При подготовке к устной итоговой аттестации выпускников рекомендуется учесть особенности изучения различных учебных предметов.
Начальник Управления государственного надзора
по соблюдению законодательства Российской Федерации
в сфере образования В.И. ГРИБАНОВ
Вестник образования № 5–6 10.Март, 2005
Примечание: В этот список входят билеты по следующим 20-ти предметам:
1. Русский язык
2. Русская словесность
3. Риторика
4. Литература
5. История
6. Обществознание
7. Иностранный язык
8. География
9. Экология
10. Экономика
11. Алгебра и начала анализа
12. Геометрия
13. Информатика
14. Физика
15. Астрономия
16. Биология
17. Химия
18. Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)
19. Технология
20. Физическая культура
РУССКИЙ ЯЗЫК – XI класс
По русскому языку предлагаются примерные экзаменационные билеты для общеобразовательных школ, для школ с углубленным изучением русского языка и для общеобразовательных национальных школ.
Общеобразовательная школа
Примерные экзаменационные билеты составлены на основе Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.
Экзаменационный билет по русскому языку состоит из двух вопросов. Первый вопрос направлен на проверку лингвистической подготовки учащихся, способности в устном ответе продемонстрировать знания в разных областях русского языка. Второй вопрос – лингвистический анализ текста. При подборе текстов для анализа можно воспользоваться различными сборниками текстов, художественной литературой, а также «Сборником текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс средней школы. 11 кл.». – М.: Дрофа, 2004.
Билет № 1
1. Русский язык в современном мире. Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения.
2. Анализ текста.
Билет № 2
1. Лингвистика как наука о языке. Разделы лингвистики.
2. Анализ текста.
Билет № 3
1. Основные лингвистические словари.
2. Анализ текста.
Билет № 4
1. Выдающиеся ученые-русисты.
2. Анализ текста.
Билет № 5
1. Выразительность русской речи. Источники ее богатства и выразительности.
2. Анализ текста.
Билет № 6
1. Изобразительные средства фонетики русского языка.
2. Анализ текста.
Билет № 7
1.Основные элементы интонации (логическое ударение, пауза, повышение–понижение голоса, тон речи и др.).
2. Анализ текста.
Билет № 8
1. Виды тропов, основанных на переносном значении слов.
2. Анализ текста.
Билет № 9
1. Исторические изменения в словарном составе языка. Архаизмы и историзмы.
2. Анализ текста.
Билет № 10
1. Основные источники пополнения лексики. Неологизмы.
2. Анализ текста.
Билет № 11
1. Происхождение слов: исконно русские и заимствованные слова. Старославянизмы.
2. Анализ текста.
Билет № 12
1. Фразеологические единицы русского языка. Источники фразеологизмов. Крылатые выражения.
2. Анализ текста.
Билет № 13
1. Лексические средства выразительности речи.
2. Анализ текста.
Билет № 14
1. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи (на примере одной части речи по указанию учителя).
2. Анализ текста.
Билет № 15
1. Синонимия синтаксических конструкций.
2. Анализ текста.
Билет № 16
1. Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т.п.
2. Анализ текста.
Билет № 17
1. Современный русский литературный язык и языковая норма. Нормы орфоэпические, лексические, грамматические, правописные.
2. Анализ текста.
Билет № 18
1. Принцип единообразного написания морфем – ведущий принцип русского правописания.
2. Анализ текста.
Билет № 19
1. Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного, дефисного и раздельного написания.
2. Анализ текста.
Билет № 20
1. Пунктуация как способ отражения на письме смысловой стороны речи, ее синтаксического строя и интонационных особенностей.
2. Анализ текста.
Билет № 21
1. Разновидности речи по форме использования языка (устная и письменная речь). Разновидности речи по характеру участия собеседников в процессе общения (речь диалогическая и монологическая).
2. Анализ текста.
Билет № 22
1. Текст как речевое произведение. Основные признаки текста.
2. Анализ текста.
Билет № 23
1. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
2. Анализ текста.
Билет № 24
1. Функциональные стили речи и их основные особенности (на примере одного стиля по указанию учителя).
2. Анализ текста.
Школа (классы) с углубленным изучением предмета
Экзаменационный билет по русскому языку состоит из трех вопросов.
Первый вопрос направлен на проверку лингвистической подготовки учащихся, способности в устном ответе продемонстрировать знания в разных областях русского языка.
Второй вопрос дает возможность проверить знания выпускников об изобразительно-выразительных возможностях изученных явлений языка. Рассказывая об этом, ученик должен показать не только понимание соответствующего термина, но и свою лингвистическую эрудицию. Она прежде всего проявляется в способности доказательно построить ответ, уместно используя отрывки из художественных текстов по памяти или из тех книг, которыми учащиеся имеют право пользоваться на экзамене.
Третий вопрос билета – лингвистический анализ небольшого по объему художественного текста (стихотворения или отрывка из прозаического произведения). Школьники должны продемонстрировать навыки выразительного чтения, способность оценивать эстетическую функцию языковых средств, используемых в художественном тексте. При проведении такого анализа учащиеся определяют фонетико-интонационные, словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические особенности текста, которые являются средством художественной выразительности, а также основой создания разнообразных тропов, риторических фигур.
Билет № 1
1. Назовите выдающихся русских ученых-лингвистов. Расскажите, какой вклад в развитие науки внес каждый из них (на примере одного- двух лингвистов).
2. Расскажите о стилистических фигурах речи – бессоюзии, многосоюзии.
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 2
1. Расскажите о лингвистике как науке. Дайте характеристику разделам науки о языке.
2. Расскажите об изобразительной функции лексики ограниченного употребления (диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы и др.).
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 3
1. Прочитайте наизусть и прокомментируйте несколько высказываний выдающихся русских писателей, общественных деятелей, лингвистов о русском языке.
2. Расскажите, как переносное значение слов используется при создании олицетворения.
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 4
1. Расскажите о сходстве и различии устной и письменной форм русского литературного языка.
2. Расскажите, как переносное значение слов используется при создании метафоры.
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 5
1. Охарактеризуйте фонетическую систему русского языка: систему гласных и согласных звуков речи. На примерах покажите смыслоразличительную функцию звуков (фонем).
2. Докажите на примерах, что прямая речь используется как средство речевой характеристики литературного персонажа.
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 6
1. Докажите, что словообразование – источник непрерывного пополнения словарного запаса родного языка. Охарактеризуйте основные способы образования слов.
2. Расскажите об анафоре и эпифоре как стилистических фигурах речи.
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 7
1. Расскажите о лексике как разделе науки о языке. Охарактеризуйте основные группы лексики русского языка: а) синонимы, антонимы, омонимы; б) устаревшие слова и неологизмы; в) исконно русские и заимствованные слова.
2. Охарактеризуйте обращение как средство поэтического синтаксиса.
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 8
1. Расскажите об орфоэпии как разделе лингвистики. Охарактеризуйте основные орфоэпические нормы русского языка.
2. Используя фрагменты художественных текстов, докажите, что художественные тропы основаны на употреблении слова в переносном значении. Приведите примеры использования тропов в известных вам поэтических текстах.
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 9
1. Используя тексты древнерусской литературы, покажите, какие произошли изменения в русском языке с течением времени.
2. Охарактеризуйте интонационные особенности вопросительных предложений. Расскажите о риторическом вопросе и его художественной функции.
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 10
1. Охарактеризуйте разные типы лингвистических словарей русского языка. Объясните, в каких случаях нужно обращаться к каждому из них и какие нормы русского литературного языка в них отражены.
2. Расскажите об экспрессивном использовании однородных членов предложения в художественном тексте.
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 11
1. Расскажите о нормах русского литературного языка и их разновидностях: орфоэпических, лексических, морфологических, синтаксических, стилистических, орфографических, пунктуационных.
2. Охарактеризуйте интонационные особенности восклицательных предложений и их употребление в речи.
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 12
1. Расскажите о фразеологизмах: их лексическом значении, стилистической принадлежности, основной функции в речи, происхождении.
2. Покажите на примерах, какую роль в передаче эмоций и чувств играют служебные слова и междометия.
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 13
1. Охарактеризуйте систему частей речи русского языка. Объясните, по каким языковым признакам слова распределяются по частям речи.
2. Докажите, что фамилия литературного героя может стать средством художественной характеристики персонажа. На какой языковой особенности строится этот прием?
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 14
1. Докажите, что на принципе единообразного написания морфем построено большинство орфографических правил, связанных с правописанием корней, приставок, суффиксов и окончаний.
2. Объясните, для каких целей используются в художественных текстах слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 15
1. Расскажите о слитном, дефисном и раздельном написании слов в русском языке.
2. Приведите примеры крылатых слов и расскажите, из каких художественных произведений они пришли в русский язык.
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 16
1. Охарактеризуйте основные элементы интонации: логическое ударение, пауза, мелодика (повышение и понижение голоса), темп, тембр речи.
2. Расскажите, какие средства графического оформления текста используются в художественных произведениях в изобразительных целях (курсив, разрядка, другие шрифтовые выделения). Приведите примеры акростиха как разновидности поэтического произведения, рассчитанного на зрительное восприятие.
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 17
1. Докажите, что интонация выполняет в речи смыслоразличительную функцию. На примерах продемонстрируйте связь смысла высказывания, интонации и пунктуации.
2. Докажите, что художественные тропы строятся на образном употреблении слова в переносном значении.
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 18
1. Раскройте положение о том, что синтаксис – учение о предложении и словосочетании, о связи слов, предложений и их частей.
2. Объясните, как вы понимаете выражение «лексическое богатство русского языка». Охарактеризуйте основные пути обогащения словарного состава языка (словообразование, изменение значения слов, заимствование).
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 19
1. Назовите отличительные признаки словосочетания и предложения. Перечислите основные типы словосочетаний в русском языке.
2. Объясните, для каких целей в художественных текстах глаголы одного времени могут использоваться в значении другого времени.
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 20
1. Расскажите об односоставных и двусоставных простых предложениях в русском языке. Охарактеризуйте типы односоставных предложений.
2. Охарактеризуйте особенности словесного ударения в русском языке (силовое, подвижное, разноместное). Покажите, как эти свойства ударения используются в стихотворных размерах, которые являются заданной схемой ритмического чередования ударных и безударных слогов.
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 21
1. Расскажите о видах сложных предложений в русском языке и о постановке знаков препинания в таких предложениях.
2. Расскажите о звукописи как изобразительном языковом средстве. Приведите фрагменты художественных текстов, в которых использован этот прием.
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 22
1. Охарактеризуйте разные способы передачи чужой речи, цитирования. Расскажите о постановке знаков препинания в таких случаях.
2. Охарактеризуйте антитезу, оксюморон и языковые средства их создания.
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 23
1. Расскажите о постановке знаков препинания в простом предложении с однородными членами, сравнительными оборотами, обособленными членами.
2. Объясните, как вы понимаете выражение «синонимическое богатство русского языка». Расскажите, как пользуются этим богатством мастера русского слова.
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 24
1. Охарактеризуйте основные случаи постановки тире, двоеточия в простом и сложном предложениях.
2. Расскажите о языковых средствах создания эпитетов и использовании постоянных эпитетов в произведениях устного народного творчества.
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 25
1. Расскажите о разделе «Культура речи», его предмете и задачах. Расскажите о двух ступенях овладения литературным языком: о речи правильной и хорошей (коммуникативно-целесообразной).
2. Расскажите об использовании фразеологизмов в художественных текстах.
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 26
1. Составьте развернутый план ответа на тему «Стилистика как лингвистическая дисциплина». Покажите ее особое место в лингвистике, охарактеризуйте ее основные понятия (стили речи и стилистические ресурсы языка).
2. Докажите, что авторские слова (окказионализмы) создаются по типичным словообразовательным моделям русского языка. Объясните, как определяется значение искусственно созданных слов.
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 27
1. Расскажите о тексте как предмете изучения лингвистики и его признаках. Объясните, как развивается мысль в тексте с помощью последовательной (цепной) и параллельной связи предложений. Покажите, какие средства языка используются для связи предложений.
2. Охарактеризуйте сравнение как поэтический троп и расскажите о языковых средствах его создания.
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 28
1. Расскажите о функционально-смысловых типах речи как основных способах отражения действительности. Назовите разновидности описания, повествования, рассуждения. Укажите, какие языковые средства характерны для описаний, повествований, рассуждений.
2. Наизусть прочитайте два-три высказывания великих людей о богатстве и выразительности русского языка. Докажите справедливость этих высказываний на примерах.
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 29
1. Расскажите, что вы знаете о спорных вопросах современной лингвистики. Объясните, почему по-разному квалифицируются причастия и деепричастия – слова категории состояния, некоторые морфемы, например инфинитивное -ть(-ти), и некоторые другие языковые факты.
2. Охарактеризуйте основные особенности пословиц и поговорок, расскажите об их употреблении в речи.
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Билет № 30
1. Сравните понятия художественного стиля речи и языка художественной литературы. Покажите на примерах, что в языке художественного произведения возможно использование всех других стилей речи.
2. Расскажите об инверсии как изобразительном средстве русского языка.
3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.
Национальная школа
На устном экзамене по русскому языку как государственному проверяются теоретические и практические знания о системе русского языка, владение устной речью, умение читать, понимать и анализировать тексты разных стилей и жанров.
В экзаменационный билет включены два вопроса и практическое задание.
Первый вопрос ориентирован на проверку уровня владения устной речью. Многие задания проверяют знания культуры русского и родного народа.
Второй вопрос билета ориентирован на проверку лингвистической и языковой компетенции.
Третий вопрос – это проверка практического владения русским языком. Он представляет собой текст и задания к нему. Текст позволяет проверить умения и навыки ознакомительного и поискового чтения.
В ходе анализа текста проверяются орфографическая и пунктуационная грамотность, практические знания по лексике, морфологии и синтаксису.
Художественные, научные, деловые и публицистические тексты средней трудности объемом 150–200 слов подбираются учителем. Тексты должны содержать те языковые факты и явления, анализ и объяснение которых предложены в заданиях. Для проверки орфографической и пунктуационной грамотности к каждому тексту дается дополнительное задание типа: «Вставьте пропущенные буквы, объясните их правописание» или «Вставьте пропущенные знаки, объясните пунктуацию».
Таким образом, на устном экзамене по русскому языку проверяются следующие умения:
– определять интонацию текста и передавать ее;
– различать тексты разных функциональных стилей по языковым характеристикам;
– анализировать текст: определять его тип, стиль и жанр;
– определять способ связи предложений в тексте;
– определять тему и основную мысль текста;
– сжимать текст, кратко передавать его содержание;
– строить высказывание логически последовательно с учетом цели, темы, адресата и стиля речи;
– использовать средства связи предложений и частей текста;
– выступать с сообщениями на учебно-научные и социально-культурные темы.
Билет № 1
1. Сделайте сообщение на тему: «Русский язык – государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения».
2. Самостоятельные и служебные части речи.
3. Прочитайте текст, соблюдая правильную интонацию. Определите тему и основную мысль. Озаглавьте текст. Определите типы предложений по цели высказывания, объясните знаки препинания в конце предложений.
Билет № 2
1. Расскажите о людях, прославивших ваш край.
2. Имя существительное. Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
3. Прочитайте текст, определите его стилистическую принадлежность. Аргументируйте свой ответ. Выпишите несколько словосочетаний с согласованием и управлением.
Билет № 3
1. Сделайте сообщение на тему: «Моя многонациональная родина».
2. Виды глагола: образование, значение, употребление.
3. Прочитайте текст. Определите его тип (повествование, описание, рассуждение). Докажите правильность вашего ответа. Найдите в тексте глаголы, укажите, в каком времени они употреблены.
Билет № 4
1. Расскажите об истории вашей республики (области, края).
2. Лексика – строительный материал языка. Синонимы и антонимы, устаревшие слова и неологизмы. Исконно русские слова и заимствованная лексика.
3. Прочитайте текст. Определите его тему. Замените прямую речь косвенной. Как изменятся знаки препинания?
Билет № 5
1. Расскажите о любимом русском писателе или поэте.
2. Выражение цели в простом и сложном предложениях.
3. Прочитайте текст. Определите его стилистическую принадлежность. Найдите однородные члены предложения. Укажите, к какому слову они относятся. Объясните знаки препинания при однородных членах предложения.
Билет № 6
1. Сделайте сообщение на тему: «В чем сила телевидения?»
2. Словообразование – источник пополнения словарного запаса. Основные способы словообразования.
3. Прочитайте текст, вставляя вместо точек нужные окончания. Замените, где возможно, сложноподчиненные предложения причастными оборотами.
Билет № 7
1. Сделайте сообщение на тему: «Компьютеры в современной жизни».
2. Средства и способы связи предложений в тексте.
3. Прочитайте и перескажите текст, используя сложноподчиненные предложения с придаточными времени.
Билет № 8
1. Сделайте сообщение на тему: «Дороги, которые мы выбираем».
2. Имя прилагательное: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
3. Прочитайте текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите виды придаточных предложений и тип текста.
Билет № 9
1. Сделайте сообщение на тему: «Книга в век телевидения и Интернета».
2. Отличительные признаки словосочетания и предложения. Основные типы словосочетаний в русском языке. Установите, как связаны предложения текста.
3. Прочитайте текст. Определите его тип и жанр. Преобразуйте выделенные простые предложения в сложноподчиненные.
Билет № 10
1. Сделайте сообщение на тему: «Современный деловой человек. Каков он?»
2. Виды связи: согласование, управление и примыкание.
3. Прочитайте текст. Определите способ связи предложений (цепная, параллельная, смешанная). Найдите обстоятельства, какими частями речи они выражены.
Билет № 11
1. Расскажите о молодежной музыке. Какая музыка вам ближе всего? Почему?
2. Виды простых предложений по цели высказывания.
3. Прочитайте текст. Определите его тип и жанр. Укажите сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и сделайте их синтаксический разбор.
Билет № 12
1. Сделайте сообщение на тему: «Средства массовой информации и их роль в жизни общества».
2. Двусоставные и односоставные предложения.
3. Прочитайте текст. Выделите в нем главную информацию. Выпишите односоставные предложения.
Билет № 13
1. Докажите правильность (или неправильность) утверждения: «О вкусах не спорят».
2. Виды односоставных предложений.
3. Прочитайте текст. Разделите его на абзацы. Докажите правильность такого деления. Найдите числительные, запишите их словами и объясните их правописание.
Билет № 14
1. Как вы считаете, какой смысл заключен в поговорке: «Человек – кузнец своего счастья»?
2. Порядок слов в предложении. Порядок слов как средство связи предложений в тексте.
3. Прочитайте текст. Определите его тип. В последних двух абзацах укажите средства связи предложений.
Билет № 15
1. Что мы умеем и знаем в 17 лет? Расскажите, как вы подготовлены к жизни вне школы.
2. Выражение причины и следствия в простом и сложном предложениях.
3. Прочитайте текст. Определите его стиль по характерным чертам. Скажите, в каком значении употреблены выделенные слова и какие еще значения этих слов вам известны.
Билет № 16
1. Сделайте сообщение на тему: «Фольклор русского народа в сопоставлении с родным фольклором».
2. Виды сложных предложений. Знаки препинания в таких предложениях.
3. Прочитайте текст. Определите его жанр по характерным чертам. Найдите предложения с цитатами. Объясните знаки препинания при них.
Билет № 17
1. Расскажите об обычаях и традициях русского народа. Сравните их с обычаями и традициями своего народа.
2. Фонетическая система русского языка. Гласные и согласные звуки речи.
3. Прочитайте текст. Сформулируйте его основную мысль. Укажите бессоюзные сложные предложения. Определите отношения между частями этих предложений.
Билет № 18
1. Можно ли воспитать себя. Приведите примеры самовоспитания.
2. Выражение времени в простом и сложном предложениях.
3. Прочитайте текст. Выделите второстепенную информацию. Выпишите определения вместе с определяемыми словами. Укажите, чем они выражены.
Билет № 19
1. Что такое «настоящая дружба»? Проиллюстрируйте ваш ответ примерами.
2. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Знаки препинания при прямой и косвенной речи.
3. Прочитайте текст. Определите его стилистическую принадлежность. Найдите слова, относящиеся к этому стилю. В первом абзаце укажите именные и глагольные сочетания.
Билет № 20
1. Составьте диалог на тему: «Встреча друзей».
2. Текст, его основные признаки. Тема и основная мысль текста. Строение текста.
3. Прочитайте текст. Сформулируйте его основную мысль. Дайте полную синтаксическую характеристику первых трех предложений.
Билет № 21
1. Вы устраиваетесь на работу. Расскажите о себе так, чтобы вас приняли.
2. Описание, повествование, рассуждение, их признаки и основные характеристики.
3. Прочитайте текст. Определите его стилистическую принадлежность. Сделайте фонетический разбор слов первого предложения.
Билет № 22
1. Как вы понимаете слова А.П. Чехова: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»? Согласны ли вы с мнением писателя? Что бы вы могли добавить к этим словам?
2. Стили речи: разговорный и книжные (научный, деловой, публицистический), их признаки и основные характеристики.
3. Прочитайте текст. Найдите сложноподчиненные предложения и сделайте их полный синтаксический разбор.
Билет № 23
1. Расскажите о популярных сегодня видах спорта. Какова роль спорта в жизни молодежи? Каким видом спорта вы занимаетесь? Почему?
2. Деловой стиль. Особенности делового стиля. Жанры делового стиля.
3. Прочитайте текст. Определите его жанр. Озаглавьте его. Найдите сложноподчиненные предложения, составьте их схемы.
Билет № 24
1. Подготовьте сообщение о речевом этикете русского народа. Сопоставьте его с этикетом вашего народа.
2. Научный стиль. Особенности научного стиля. Основные жанры научного стиля.
3. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Найдите сложноподчиненные предложения. Охарактеризуйте их. Укажите средства связи придаточных предложений с главными.
Билет № 25
1. Проблемы экологии сегодня. Что мы можем сделать, чтобы защитить планету?
2. Неспрягаемые формы глагола.
3. Прочитайте начало текста. Закончите его. Найдите несогласованные определения и замените их согласованными определениями.